Чистый вторник: история, что можно есть, что нельзя делать

Самым строгим и ответственным периодом жизни каждого православного христианина является Великий пост. Но это если речь идет о больших масштабах. По факту, самым важным отрезком времени перед Пасхой является Страстная Седмица – неделя, когда необходимо особо сильно сожалеть о содеянных грехах. Многие православные запускают свой пост именно с начала страстной седмицы, поскольку они не готовы к полномасштабному ограничению. Не каждый может в полной мере поститься. Это невероятно трудно, и вы сами это знаете.

Тем не менее, в Страстный вторник, или как его еще называют, Великий вторник, нам напоминают, что с минуты на минуту может прийти Спаситель. И тогда начнется Страшный Суд, во время которого грешники будут отправлены в ад, а праведники – в рай. И нужно успеть покаяться, пока еще не поздно. Именно поэтому все люди, которые не успели исповедаться и причаститься, делают это в последний момент. Потому что нужно праведным Воскресшего Господа встретить.

Страстный понедельник

Все службы Страстной Седмицы тематически связаны между собой, и события одного дня разворачиваются и обретают новых красок завтра. Поэтому начинать необходимо круг богослужений страстной седмицы с Великого понедельника. Богослужебный круг начинается с вечера, потому началом дня считается Вечерня. Затем идет утреня, где вся церковь ждет Жениха из притчи. Необходимо на ней более детально остановиться.

Но начнем с предыстории. Тогдашние свадебные обычаи были такими, что жених должен встречать подруг невесты и провожать их на банкет. Это считалось правилом хорошего тона. Вот об аналогичной ситуации рассказывает притча для лучшего понимания современников. Десять дев взяли светильники и пошли ждать Жениха. Обычай был таким, что жених приходит в ночное время, но сами девы не знали, когда он придет. Поэтому для большей безопасности были взяты светильники.

Но чтобы его зажечь, необходимо масло. Как правило, использовалось растительное горючее, называемое елеем. Вот девы заправили светильники и пошли ждать Жениха. Но того долго не было, а потому женщины уснули. Но тут слышно, что идет Жених в полночь. А там было две категории дев. Первая – мудрая. Они запаслись маслом заблаговременно. Другая же – неразумная, и забыла о нем. А светильники к тому времени потухли. Разумная категория быстро зажгла их, а глупая просит поделиться. Но девы говорят, что в этом случае не будет достаточно масла, ни им, ни глупым. Пусть пойдут и купят у торговца. Пока те пошли, пришел жених и взял на банкет пять разумных дев, которые веселились на свадьбе.

А неразумные, пока покупали масло и разжигали, упустили свою возможность. Пошли они к двери банкета и просятся «откройте». Но отвечает Жених им: «Истинно говорю вам: не знаю вас». И лишились свадебного торжества неразумные девы. Рассказ описывает страшный суд, когда неготовые к входу в Царствие Небесное сами упускают момент, когда можно туда пойти по собственному неразумию или же умышленным действиям.

Тема страстного вторника

Вот, страстный понедельник тематически связан с ожиданием жениха по этой притче. Вторая же часть – Страшный Суд, относится к страстному вторнику, обзор которого и приводится в данной статье. Основными идейными сюжетами этого дня являются:

1. Притча о талантах. Был хозяин и дал своим рабам деньги. Талант – это тогда была такая валюта. Одному дал один талант, другому – два, а третьему – пять. Каждый получил столько, сколько был в силах вынести. И когда пришел час расплаты, пришел хозяин и спрашивает «Где мои деньги». Первый говорит, что ему было дано пять талантов, и на них приобрел столько же сверху.
Другой говорит, что получил еще два таланта. Ну а третий в землю закопал свой единственный талант, и таким образом обесценил серебро господина своего. Естественно, тот оказался недовольным, а потому распорядился бросить «лукавого и негодного раба» во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов. А тот талант распорядился отдать тому, кто имеет уже теперь десять талантов. Ведь у того, кто имеет, приумножится, а у неимущего отберется и то, что он думает иметь.

2. Притча о десяти девах, которая уже была рассказана ранее.
Видим, что все эти притчи тематически связаны с концом света. Есть еще ряд повествований в аллегорической форме, которые рассказывают о конце света. Например, притча о злых виноградарях, которая также тематически связана с концом света. Что это за притча? Был хозяин, создал свой виноградник: построил башню, откопал виносток. В общем, все необходимое для производства вина было в нем. И назначил виноградарей, которым следовало смотреть за его сохранностью.

Через какое-то время, посылает людей, чтобы разведали обстановку. Злые виноградари убивают их. Затем хозяин отправляет еще больше людей с такой же целью. Думает, что может такого количества людей побояться. Но ничего подобного. И их убили. В результате решает хозяин послать сына своего, думая, что побоятся его. Но и убили его, потому что мысли закрались о наследстве. И когда приходит хозяин, виноградарей ждет сильнейшая расплата. Тех он наказывает, а виноградник отдает другим виноградарям, которые своевременно будут плоды приносить.

Как видим, данная притча перекликается с предыдущими двумя. Хозяина виноградника можно сравнить с Женихом и хозяином из притчи о талантах. И все они приходят в определенный момент и плохо ждущие их получают свою расплату. Все это символизирует конец света. Но притча о злых виноградарях также связана со всей историей человечества. Здесь два значения. Поэтому она приводится лишь для сравнения с предыдущими.

Богослужения

В первую очередь упоминается сюжет про жениха, который приходит в полночь. Вокруг этой темы крутится все богослужение. Предпоследний день в году правится литургия преждеосвященных даров. Это служба, во время которой не происходит превращения хлеба и вина в тело и кровь Господа, а это было сделано в воскресение накануне, в праздник Входа Господнего в Иерусалим, когда множество людей собрались святить вербу возле храма.
Много есть интересных богослужебных моментов, о которых люди даже не подозревают. Для человека, который не ходит часто в храм, богослужение Великого вторника не будет ничем примечательным. Такая же Литургия преждеосвященных даров, как и раньше. Да вот если внимательно прислушиваться к тропарям, поющимся в сей день, будет хорошо заметна тематическая связанность.

Утреня

Утреня этого дня такая же, как и во время Четыредесятницы – после шестопсалмия (особой части службы, когда чтец возглашает 6 псалмов) поется «Аллилуя», а не «Бог Господь». Тропарь «Се Жених грядет в полунощи» является также тематическим не только страстного вторника, но и других дней, когда служится литургия преждеосвященных даров. С литературной точки зрения данное песнопение – реминисценция описанной выше притчи, то есть, новое произведение, основанное на ранее созданном. Далее идет канон утрени, который является двупеснцем (то есть, в нем содержится только 2песни из 9, которые могут быть).

Часы

После Утреней идут часы, которые в ходе подготовительных к Пасхе дней читаются по-другому. Часы читаются те же, что и во время Великого поста. Это означает, что произносятся они, а каждый тропарь сопровождается поклоном до земли. Также читается молитва Ефрема Сирина. Чем особенные часы этих трех дней? В первую очередь тем, что Евангелие читается на каждому часе. По уставу за понедельник, вторник и среду нужно прочитать четыре Евангелия за исключением Страстных полностью. Но современная приходская практика отличается тем, что Евангелие начинает читаться уже на второй неделе великого поста.

Литургия

Во время Литургии преждеосвященных даров читаются паримии, темой коих является спасение Моисея, который был на тот момент младенцем и первое испытание Иова, какое было послано ему Богом, но тот не отрекся от Него. Тематически данные паримии связаны с испытаниями, а также предвещают предстоящие страдания Спасителя.

Еще во время апостолов читался Иов. В частности, в Соборном послании апостола Иакова было указание на данную историю. Книга же Исход, в которой рассказывается про ветхозаветнюю пасху, предвещает новозаветнюю – Воскресение Иисуса Христа. Евангелие читается на указанную выше тематику. Но в Армянском обряде литургия не служится в Великий вторник, подчеркивая траурную его составляющую. Все-таки, литургия – это торжество, а не траур. Хотя по этой же причине служится Литургия преждеосвященных даров, а не классическая.

***

Пасха: Поздравления | Открытки | Женщине | Мужчине | Как праздновать

Подписаться!

Copyright 2011-2025 г. Романтический сайт о любви "За Любовь!"
Копировать материалы можно только с активной ссылкой на этот сайт

Политика конфиденциальности | Служба поддержки |

Работает на Amiro CMS - Free